Вопрос 98. Планирование себестоимости и выручки от
продаж
Планирование себестоимости осуществляется как при разработке текущих, так и перспективных планов. Цель планирования себестоимости продукции — определение оптимального уровня затрат на производство продукции с учетом рационального использования всех видов ресурсов: основных фондов, материальных, трудовых и финансовых средств. Важнейшей задачей планирования себестоимости является выявление резервов снижения себестоимости.
В практике планирования и учета производства для характеристики уровня и динамики себестоимости продукции применяются абсолютные и относительные показатели.
В состав показателей, характеризующих абсолютную величину себестоимости, входят следующие три показателя:
- смета затрат на производство
- себестоимость всей товарной продукции (обобщающий, суммирует абсолютные затраты на производство и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей).
- себестоимость единицы продукции (абсолютная сумму затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде).
Показатель себестоимость товарной продукции тесно связан с себестоимостью единицы изделия, т.к. себестоимость всей продукции представляет собой сумму произведений себестоимости единицы каждого вида изделий на объем их производства в рассматриваемом плановом периоде.Существует количественная разница между сметой затрат на производство и себестоимостью всей товарной продукции. Количественное отличие между ними состоит в том, что в смету затрат входят не только затраты на производство товарной продукции но и расходы на валовую продукцию, включая затраты на незавершенное производство. Далее, смета затрат на производство учитывает затраты, связанные только с производством, а затраты связанные с реализацией не учитывает.
На величину абсолютных показателей оказывают влияние: достигнутый уровень себестоимости продукции, изменение объема производства, сдвиги в структуре выпускаемой продукции, изменение норм расхода материальных ресурсов, совершенствование организации производства и труда и другие факторы. К числу относительных показателей относятся показатели: «процент снижения себестоимости сравнимой продукции» и «затраты на 1 рубль товарной продукции».Показатель «процент снижения себестоимости сравнимой продукции» применяется на предприятиях с установившимся ассортиментом выпускаемой продукции. Этот показатель представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах. Для определения процента снижения себестоимости всей сравнимой продукции по предприятию в целом составляется расчет по всей номенклатуре изделий, исходя из предусмотренного планом объема продукции, при этом полученную по плану экономию, суммированную по всем видам продукции, относят к фактической среднегодовой себестоимости отчетного года и результат выражается в процентах.
Для характеристики динамики себестоимости всей (сравнимой и несравнимой) продукции используется показатель «затраты на 1 рубль товарной продукции» в копейках, исчисляемый путем деления себестоимости производимой товарной продукции в каждом году на ее объем в стоимостном выражении. В этом показателе затраты на производство приводятся к одной базе, что дает возможность анализировать данные об относительных уровнях себестоимости за несколько лет подряд.
В целях более полного выявления и учета снижения себестоимости для разработки текущих (годовых и квартальных) планов используется метод планирования себестоимости по нормам. Сущность этого метода заключается в использовании прогрессивных технико-экономических норм и нормативов расхода материальных, трудовых и денежных средств.
Преимущество данного метода заключается в том, что планирование себестоимости происходит независимо от базы, от случайных факторов, дает возможность быстро выявлять перечни отклонения фактических затрат от плановых и получить набор данных как по видам затрат, так и по всем видам продукции и по подразделениям (цехам, заводу).
Однако, этому методу присущи и недостатки: во-первых, он требует научно обоснованной нормативной базы по расходам по всем видам ресурсов, во-вторых, этот метод довольно трудоемок.
Долгосрочное планирование, постоянное обновление номенклатуры изделий, технический прогресс привел к появлению метода параметрического калькулирования себестоимости продукции. Сущность данного метода заключается в том, что калькулирование ведется на основе аналитической зависимости величины себестоимости от основных технико-экономических характеристик (параметров) изделия и условий производства этих изделий. В качестве таких параметров могут быть приняты вес машины, ее мощность, габариты, надежность, долговечность и др.
Метод параметрического калькулирования себестоимости продукции позволяет достаточно обоснованно определять себестоимость проектируемого изделия и увязывать себестоимость с его качеством. Данный метод планирования себестоимости не нашел широкого применения, поскольку он требует большой и сложной аналитической подготовительной работы, сбора большого статистического материала, отыскания форм зависимости от измененных параметров и многое другое.
Достоверное планирование выручки - одна из ключевых задач любой компании. На основе этого плана будет строиться бюджет продаж, который повлияет на все остальные планы и действия компании. В условиях финансового кризиса особенно важно иметь как можно более достоверное представление о выручке, от этого зависит «выживет» компания или обанкротится.Организации могут осуществлять планирование выручки от реализации на год, квартал или оперативно. В современной ситуации, целесообразно планировать выручку на краткосрочный период (квартал, месяц). Основной проблемой является быстро меняющийся спрос на продукцию (работы, услуги). Главное назначение оперативного планирования - контроль над своевременностью поступления финансовых ресурсов. Общая сумма выручки включает:
-выручку от реализации товаров, продукции;-выручку от выполнения работ и услуг;-выручку от реализации прочего имущества.
При планировании выручки необходимо произвести прогнозную оценку объемов продаж и цен по каждому виду деятельности. В результате проведенного анализа будет получено представление о месте, занимаемом организацией на рынке, о дальнейшем развитии и наиболее рациональной ценовой политике.
Существует множество методов планирования выручки, рассмотрим три из них, которые достаточно просты. Метод прямого счета
Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Он основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов, план выпуска и объем реализации увязаны со спросом, известен ассортимент и цены, и главное, уверенности в отношении емкости рынков сбыта.
Вычисляется по формуле:
Выручка от реализации (В) равна цене (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) умноженной на объем реализованной продукции в натуральном выражении (Р).
В = Ц * Р
Расчетный
метод
Основан на объеме реализуемой продукции корректируемый на входные и выходные остатки. В этом случае планирование аналогично планированию затрат на производство продукции.
Вычисляется по формуле:
Нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода (Он) плюс товарная продукция предполагаемая к выпуску в планируемом периоде (Т) минус остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода (Ок).
В = Он +Т - Ок
Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало планируемого периода оцениваются по ценам предыдущего периода, товарный выпуск и остатки на конец планируемого периода - в плановых ценах.На сумму выручки влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объемпродаж в натуральном выражении. В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах лежит объем производственной программы, которая составляется на основе заявок и заключенных договоров.
Метод
оценокДля начала собираются экспертные оценки менеджеров по продажам
(анализ рынка сбыта) план продаж в натуральных и стоимостных показателях. Компания должна оценить тенденции роста или
спада рынка и свои объемы продаж планировать как долю от будущей емкости рынка.
Ключевым моментом метода является то, что для его использования необходимы количественный (статистический) и качественный (конкурентный) виды анализа. Указанный метод не принимает в расчет неценовую конкуренцию в отрасли и не учитывает влияния появления новых продуктов на рынке, но страхует компанию от планирования объема продаж сверх возможностей рынка.
Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз.