78.
Факторинг: сущность, виды.
Факторинг – переуступка
банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых
требований, возникших между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг
на условиях коммерческого кредита в сочетании с элементами страхового,
сбытового, бухгалтерского, информационного, юридического и др. обслуживания
поставщика.
В факторинговых операциях участвуют 3
стороны:
- факторинговая компания либо
факторинговый отдел банка
- фирма-клиент (кредитор и поставщик
товара)
- фирма-заемщик (покупатель товаров)
Преимущества факторингового
обслуживания: 1. Возможность финансирования за счет средств факторинговой
компании до наступления срока платежа. 2. Уменьшение финансового риска. 3.
Возможность получения от факторинговой компании информации о
платежеспособности покупателей и
клиентов.
Различают
несколько видов факторинговых операций:
Внутренний факторинг. Когда
фирма-поставщик и ее клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также
факторинговая компания находятся на территории одной страны.
Международный факторинг – если
участники факторинговой операции находятся на территории разных стран. Делится
на прямой (одна факторинговая компания) и косвенный.
Прямой
международный факторинг делится на экспортный и импортный. Экспортный факторинг – фирма-продавец и факторинговая компания
находятся в РФ, а фирма-покупатель - за
рубежом. Поставщик уступает право требования факторинговой компании,
находящейся в той же стране, что и поставщик.
Импортный факторинг –
фирма-покупатель и факторинговая компания находятся за рубежом, а
фирма-продавец – в РФ. Поставщик уступает право требования факторинговой
компании, находящейся в стране импортера.
Косвенный
факторинг
– позволяет факторинговой компании находится в стране поставщика экспортера,
заключать договор субфакторинга с факторинговой компанией, находящейся в стране
должника-импортера, т.е. таким образом, должник уплачивает сумму долга
факторинговой компании, находящейся в стране его деятельности, а та, в свою
очередь, платит факторинговой компании, находящейся в стране поставщика.
Открытый
факторинг
– должник уведомлен, что требования переданы факторинговой компании.
Полуоткрытый
факторинг
– должник не уведомлен о передаче требований, но при оплате это становится
известно.
Скрытый
факторинг
– клиент заключает договор с факторинговой компанией не извещая об этом своих
покупателей.
Факторинг
с правом регресса
– предусматривает возможность обратного требования к фирме-поставщику
возместить уплаченную сумму, при отказе покупателей от выполнения своих
обязанностей, т.е. риск несет фирма-поставщик.
Факторинг
без права регресса
– вместе с продажей денежных требований факторинговой компании передается и
риск.