13. Государственный долг: сущность, виды, формы управления.

Государственный долг – это выпущенные и не погашенные обязательства органов гос власти.

Классификация долга по различным признакам:

1)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:

- основной долг (вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода)

 - текущий долг (задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)

2) по форме обязательств:

- кредит, привлеченный от имени РФ   

- государственная ценная бумага РФ   

- бюджетный кредит РФ     - государственная гарантия РФ

3) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:

- внутренний (долг в валюте РФ)  

 - внешний (долг в иностранной валюте)

4) по типу заемщика:   - долг РФ   - долг субъектов РФ   - муниципальный долг

5) по срочности:  - краткосрочные (менее 1 года)

  - среднесрочные (от 1 до 5 лет)  

 - долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Рост государственного долга влечет множество негативных последствий:

1.существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж

2. влечет снижение уровня жизни населения

3. повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действия экономических стимулов развития производства

4. снижение международного авторитета страны

Источники погашения гос долга: доходы государственного бюджета и средства резервного фонда.

Высший орган управления государственным долгомФедеральное Собрание. Оно в рамках федерального закона о федеральном бюджете уста­навливает важнейшие параметры государственного долга: предельные размеры внутреннего и внешнего государствен­ного долга; предельный объем годовых внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного долга в текущем году

Особое значение имеет процесс управления государственным долгом – совокупность мероприятий государством по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований. Оно осуществляется на уровне РФ – Правительством РФ, в субъектах – органами исполнительной власти, в муниципальных объединениях – органами местного самоуправления.

Методы управления гос долгом:

1) реструктуризация – погашение долговых обязательств = одновременному заимствованию в том же объеме других долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания гос долга (выплата процентов, сумма долга, срок погашения);

2) получение технического кредита – предоставление кредитором нового кредита, используемого на погашение старой задолженности;

3) пролонгация кредитного договора – продление срока кредитного договора;

4) консолидация – объединение различных долговых обязательств и замена их иным долговым обязательством;

5) конвенция – сохранение уровня доходности долговых обязательств;

6) определение предельных размеров ежегодных заимствований.

 

Hosted by uCoz