10. Особенности
функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.
США
Финансовая система США сложна и многообразна, состоит из множества государственных
федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных
ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как
внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния
на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем
какаялибо другая национальная система является частью мировой финансовой
системы.
Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей
структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на
состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления
экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в
определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна
уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и
непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов,
деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные
заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы
правительства США.
В финансовой системе США (как и многих других развитых
стран), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом ГлассаСигала
банки разделены на коммерческие и инвестиционные.
Особую роль играет Центральный банк страны Федеральная
резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания
макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех
послевоенных десятилетий, в том числе и в 90е годы. Однако ФРС лишь частично
ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и
штатными органами контроля.
Германия.
ФРГ
входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим и
научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и
Японии, по объёму промышленного производства (в 1987 г. - 12.1%) ,
является главным экспортёром товаров и услуг (в 1987 г. 13.6%, США - 11.6%) . В
последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной
миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и
экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей
промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и
другие ведущие страны мира.
Государственные
финансы и кредитно-денежная система являются важнейшими элементами
сферы обращения экономики капиталистических стран.
Система
государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства;
бюджеты местных органов власти; специальные фонды, примыкающие к бюджетам;
финансовые ресурсы государственных предприятий.
Бюджетное перераспределение
финансовых ресурсов является важным инструментом влияния
государства на формирование всей структуры финансовых потоков в
экономике.
В ФРГ налоги используются как
средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования
темпов экономического роста.
Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. К числу главных методов налогового регулирования относятся: 1) понижение или повышение общего уровня налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов) ; 2) система ускоренной амортизации капитала предприятий; 3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит") ; 4) разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.
Характерным для этой страны является контроль финансового рынка в лице банков над производственным сектором экономики. Банки владеют значительными пакетами акций промышленных и других компаний, осуществляют доверительное (трастовое) управление акциями мелких совладельцев (акционеров) компаний, имеют своих представителей в наблюдательных советах компаний, получая право участвовать в принятии важнейших финансовых и инвестиционных решений. Банковский механизм контроля основан на прямом доступе к внутрифирменной информации и влиянии на производственную, финансовую, инновационную деятельность фирм.
В Германии создана двухступенчатая банковская система, при которой четко разграничиваются функции Центрального банка (Дойче Бундесбанк), с одной стороны, и частных банков, с другой.
Великобритания.
Финансовая система
Великобритании состоит из четырех частей: государственный бюджет, местные
бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансовые государственных
предприятий.
Государственный
бюджет страны состоит из двух частей:
консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их
расходование; национального фонда займов, куда входят доходы и расходы
государства, связанные с движением капитала.
Основная часть расходов финансируется из консолидированного
фонда, который формируется преимущественно налоговыми поступлениями. К
неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной
собственности, административные взыскания и др. Приобретённой сферой расходов
государственная бюджета Великобритании в последнем десятилетии XX в. являясь
социальная защита населения.
Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему
Великобритании входят пенсионные фонды государственных предприятий,
уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды
создаются за счёт средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в
соответствии со своим функциональным назначением.
Банк Англии активно вмешивается на иностранные валютные рынки, охраняя стабильность фунта. Фунт стерлингов – одна из главных валют мира, а Лондон является одним из важнейших торговых центров мира. Сбережения населения вкладываются в развитие экономики через сеть финансовых организаций. Примерами могут послужить страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Другие организации специализируются в отдельных областях финансирования; таким образом, финансовые организации обеспечивают деньги под залог недвижимости. Есть еще компании, которые финансируют лизинг оборудования и средне- и долгосрочные рынки капитала, которые также финансируют банки или фондовый рынок.
Япония.
Япония – конституционная монархия. Согласно действующей с
1947 г. конституции император является "символом государства и единства
народа», его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит
суверенная власть.
Высший орган государственной власти и единственный
законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат: Палаты
представителей (512 депутатов) и Палаты советников (252 депутата). Срок
полномочий депутатов Палаты представителей – 4 года, Палаты советников – 6 лет
(с переизбранием половины состава каждые три. года). Исполнительная власть
осуществляется кабинетом министров во главе с премьер-министром. В Японии
действуют государственный бюджет и местные бюджеты.
Помимо традиционного финансирования страны через текущий
бюджет, доходная часть которого формируется за счет налогов, в Японии
существует и параллельная, тоже государственная, система финансирования
экономических проектов, но с привлечением внебюджетных, в традиционном понимании,
средств. Эта система называется государственной инвестиционной программой и
используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств
и объектов. Таким образом, фактически правительство Японии имеет реальный рычаг
проведения структурной и промышленной политики.
Среди государственных финансовых организаций существуют Центральный банк Японии и Японский банк развития, 11 общественных финансовых организаций, а также система почтовых учреждений. Японский банк развития создан в качестве вспомогательного банк для обеспечения работы частных организаций путем предоставления долгосрочных кредитов под фиксированные процентные ставки и участия в акционерном капитале.